http://zyzlikov.forum2x2.ru/t291-topic#2303
А. Бульвінський. «Хроніка письмових згадок про містечко Бровари XVII .»/ «Нове життя». – Бровари, 2001, с. 2-3 (подаётся в переводе)
В минувшем году город отметил 370 лет со дня своего рождения. Так ли это? По мнению коренного броварчанина, ныне покойного краеведа Дмитрия Михайловича Гамалея, Броварам по меньшей мере 400 лет.
Молодой историк, кандидат исторических наук Андрей Бульвинский, который родился в Броварах, тоже старается исследовать историю своего города. В своей работе автор использует как исследование Дмитрия Гамалея, так и несколько десятков исторических источников XVІІ столетия, и в первую очередь - "Архив Юго-Западной России", "Ведомости о населении Остерщини", "Универсалы Богдана Хмельницкого", "Переписные книги 1666 г.", "Описание Украины..." Гийома Левассера де Боплана, "Историю городов и сел УССР, Киевская область", "Борьбу казаков Киевской сотни с киевскими монастырями и магистратом в ХУІІ-ХУІІІ ст." и прочие.
Все, кто интересуется историей, и в частности историей своего города, интересно будет прочитать короткую хронику письменных упоминаний о городке Бровары в XVІІ столетии.
По некоторым данным, Бровары были основаны в конце XVІ ст. князем Еремой Вишневецким. Первое письменное упоминание в документальных источниках относится к 1628 г., когда большая часть Остерского уезда, куда входили и Бровары, принадлежала Вишневецкому. Когда Бровары перешли в собственность Киево-Печерской Лавры, точно установить не удалось.
По другим данным, Бровары были основаны в 1593 г. Троицким Больничным монастырем Киево-Печерской Лавры.
В грамоте архимандрита Киево-Печерской Лавры Петра Могилы от 7 января 1629 г. есть упоминание о Броварах.
12 июля 1630 г. киевский архимандрит Петр Могила, вооружив "из разных сел к монастырю Печерскому Киевскому принадлежащих, а именно: с двух сел Пуховки, из Пуховой Слободки, с Новоселок, из Броваров, с Дубеченок двух, с Сваромля, с Тарасович, из Вишняков, Гнидына, Осокорков, с Троещины и других разных сел подданных и бояр, которых было под тысячу" и пригласив для руководства ними около 150 запорожских козаков,отправил их во владения униатского митрополита Иосифа Вельямина Рутского - Зазимье. Они продержали село в осаде на протяжении недели, а сами частично собрали, а частично уничтожили весь хлеб на полях зазимских, вырубили бортные деревья и нанесли прочий вред зазимцам.
В 1633 г. собственники Борисполя Даниловичи основали "между Броварами и Борисполем" Требуховку и Дударив. В том же году броварской Троицкой церкви была подарена цветная триодь с надписью "офировал - христолюбивый господин Иоанн Предриширский к церкви пресв. Троицы в Киевопечерскому монастирю на вратах, - оферована в год 1633".
На карте Украины французского военного инженера Гийома Левассера де Боплана (находился в Украине и Польше по приглашению польского правительства в 1630 - 1647 гг.) изображены также и Бровары, - это свидетельствует о том, что к тому времени Бровары были уже достаточно известным населенным пунктом, поскольку в другом случае они не попали бы на карту француза.
В июле 1648 г. казацкий разведчик Ерема Концевич на допросе в Галиче рассказал в частности о том, что киевский каштелян, сенатор Адам Григорьевич Кисель дал 50 гаковниц, 2 пушки и достаточно пороха Броварам - городу князя Еремы Вишневецького.
В октябре 1648 г. броварской козацкой церкви Святых Петра и Павла был подарен колокол с надписью: "Года 1648 месяца октября этот колокол к церкви святого Петра и Павла представленный от казаков Броварских Кирилла Онисковича",
Возвращаясь от гетмана Богдана Хмельницкого, русский посол Григорий Унковский 1 мая 1649 г. приехал в Бровары из Киева. Переночевав, он 2 мая отправился на Светильное.
В Реестре Войска Запорожского, составленном зимой 1649 г., в Броварской сотне Киевского полка значится 52 козака во главе с сотником Федором Медвином.
В 1650 г. в Броварах, кроме собственно Броварской сотни, из переселенцев с Правобережья начинает формироваться еще одна сотня Киевского полка, против чего выступили монахи Киево-Печерской лавры и Мыкильского монастыря, поскольку их земли отошли под местоположение сотни.
Хмельницкий, которому требовалась поддержка православной церкви, идет навстречу жалобам влиятельных киевских монахов. Он приказывает старшине Переяславского полка следить, чтобы крестьяне монастырские не "покозачились", и даже карать за ослушание, а сотню, как административную единицу, ликвидировать.
Русский разведчик Лукьян Климовский, посланный из Москвы в Украину разведывать обстановку, докладывал в сентябре 1651 г., что, прибыв в городок Гоголев, он "для достоверных вестей" 13 августа ходил в Киев пешком и, не дойдя до Киева 10-верст, был в городке Бровары. "А в том городке в Броварах стоят черкасы, а другие приходят в тот городок из обоза от Хмельницкого из-за Днепра для припасов". Черкасы рассказали Климовскому, что сейчас в Киеве стоит гетман Большого княжества Литовского Януш Радзивил с 15 -тыс. человек, а коронный гетман Николай Потоцкий, польный гетман Мартын Калиновский и господин Тишкевич с 40 тыс. человек стоят в Котельне, Ружине, Паволочи, Романовке и Фастове. А на броварской стороне Днепра, напротив Киева на перевозе стоят черкаские полковники Лебеда и Булавка, а с ними 4 тыс. черкас, а стоят для того, чтобы не пустить ляхов на левый берег.
Среди старинных вещей, которые принадлежали казацкой церкви Святых Петра и Павла, известны серебряный крест с надписью "сей крест падал Иван Игнатенко - к храму ап. Петра и Павла года 1653" и на серебряной гробнице слова: "я раб Б. Прокоп Шулженко - с женой подали киот в храм ап. Петра и Павла - года 1655".
В январе 1654 г. в 22 городка Киевского полка, в частности и в Бровары, был послан "приводить к вере всяких чинов людей" стольник Василий Петрович Кикин.
С 20 на 21 января 1654 г. в городке Бровары по дороге из Киева на Нежин ночевал боярин Василий Васильевич Бутурлин, который после приведения к присяге Войска Запорожского возвращался в Москву.
Броварская сотня в те времена была значительной воинской единицей. Так, например, польский ротмистр Павша в письме к Радзивилу от 24 января 1654 г. называет Броварскую заднепрянскую сотню очень хорошей, что в его устах было незаурядной похвалой.
23 февраля 1654 г. посланные в Киев воеводами боярин князь Федор Семенович Куракин, боярин князь Федор Федорович Волконский и дьяк Андрей Немиров, прибыв в "село" Бровары, послали к киевскому митрополиту "сведение", что они сегодня будут в Киеве, и чтобы митрополит со всем освященным собором был в их приезд в соборной церкви, а также полковники, бурмистры и всякие служилые и жилецкие люди были бы в церкви, поскольку им нужно сказать царское милостивое слово. В тот же день воеводы поехали в Киев.
С 4 на 5 марта 1654 г. в "селе" Бровары ночевал царский посол стольник Федор Алексеевич Полтев, который ездил к гетману Богдана Хмельницкого в Чигирин и к киевскому митрополиту Сильвестру Косову.
10 июля 1654 г. через Бровары в Москву проезжал антиохийский патриарх Макарий в сопровождении сына архидьякона Павла Алеппского. Последний оставил следующее сообщение о городке: переправившись через Днепр, "мы проехали две большие мили по узким дорогам, богатым водой и песками, и по огромному лесу, который весь состоит из сосен, подобных кипарису, которые поражают ум изумлением. Вечером мы прибыли на небольшой базар, который носил название Бровары. В нем хорошенькая церковь у имени Петра и Павла и есть двор, на котором живут монахи, и которое принадлежит Киево-Печерскому монастырю, как его собственность".
22 января 1656 г. гетман Богдан Хмельницкий выдает универсал киевскому полковнику Павлу Яненку-Хмельницкому про возвращение Броваров Киевскому Троицкому Больничному монастырю.
Во время украинско-русской войны 1658 - 1659 гг. окраины Киева неоднократно становились ареной боев. Крюк, в конце августа 1658 p., киевский воевода боярин кн. Василий Борисович Шереметев послал за Днепр войско во главе с полковником Рафаилом Корсаком "и полковник Корсак за Днепром воюет и православных христиан мордует, Бровары и Гоголев и Свитыльное и другие городки, и самых многих добрых людей половил и мордовал и разной пыткой мучил".
6 января 1659 г. под Киев приходили посланные Яном Казимиром на помощь гетману Ивану Выговскому польские полковники Якуб Потоцкий и Шанберк с поляками, волохами и сербами. Киевский воевода боярин кн. Василий Борисович Шереметьев отправил против них стольников кн. Юрия Никитовича Борятинского и Ивана Ивановича Чаадаева с ратными людьми.
В июле 1659 г., как докладывал коронный обозный Андрей Потоцкий королю, "московское войско, выступив из Киева, перешло было Днепр, желая завладеть Борисполем". Немедленно переправившись через Днепр, А. Потоцкий помешал этим планам кн. В.Б. Шереметева.
В переписных книгах 1666 г. упоминается: "Печерского Троицкого Больничного монастыря городок Бровары, а в нем крестьянских сорок шесть дворов".
В 1667 г., после Андрусеевского перемирия между Москвой и Речью Посполитой, в результате которого Украина оказывается расчлененной пополам по Днепру, а Киевская сотня теряет большинство своих земель на Правобережье, Броварская сотня, для расширения границ Киевской сотни, вливается к ее состав.
Выступив против расчленения Украины между Московским и Польским государствами, гетман Иван Брюховецкий в письме-обращении в г. Колонтаев от 11 февраля 1668 г. отмечает, что Москва, поклявшись с поляками вечным покоем, обманула христиан и намеревается непокорных "огнем выжечь и в ничто превратить, так, чтобы на тех украинских поселенных местах дикие поля были; в уже известные городки: Бровары, Гоголев и Воронково, от киевских москалей в разорение приведенные с убытками и кровопролитием невиновных людей, к основе без всякой вины нашей разоренные".
В своем воззвании к донским козакам от 26 апреля 1668 г., гетман Иван Брюховецкий, сообщая о московских намерениях относительно Украины, пишет, что, отдав ляхам города, отвоеванные казаками своей кровью, Москва, укротив Украину, стремится искоренить Дон и Запорожье.
В середине XVІІІ ст. в споре с Больничным Троицким монастырем, которому принадлежали Бровары, броварские козаки, доказывая давность своего проживания в Броварах, приводили два писаных документа: один времен полковничества Константина Солонины (1669 - 1673), в котором упоминаются броварские козаки со своим атаманом, второй - с Бориспольского сотенного правления от 1678г., в котором также упоминаются козаки броварские.
Между 8 и 12 октября 1677 г. через Бровары из Батурина на Киев от гетмана Ивана Самойловича проехал царский посланец стольник полковник Василий Михайлович Тяпкин.
3 мая 1680 г. Киевскому Троицкому Больничному монастырю Киево-Печерской лавры Федором Михайловичем была данная царская жалованная грамота, которой подтверждались права монастыря на владение "городком Бровары с всеми угодьями и с доходами да селом Требуховым, да селом Дударкою, да деревнею Красиловкою".
Тогда же, в 1680 г. гетман Иван Самойлович также официально подтвердил, что Бровары сявляются собственностью Киево-Печерской лавры.
16 июня 1683 г. подольский чашник Самуил Шумлянский, собрав дворян и слуг и наняв отряд козаков из-за Днепра "из Чигирина, с Броваров, из-под Остра, с Лисков, с Воробьев и из других городов заднепровских до полторы тысячи", напал на село Чоповичи, дворян Чоповских, которых из села выгнал, трех покалечив и пограбив их дворы.
В 1689 г. церкви Святых Петра и Павла было подарено евангелие с надписью "года Божьего 1689 Никифор Макаревич и с маткой Екатериною - отменили к храму св. ап. Петра и Павла, церкви базарной, соборной, местечка Броваров, собственности монастыря св. Троицы печерских врат больничных за отца городничего Зиновия иеродиакона, Василия атамана".
Согласно переписным книгам Киевского полка 1729 г., принадлежащим Троицкому Больничному Печерскому монастырю г. Бровары начисляло 55 дворов.